В храме хранятся великие святыни: ковчег с частицами мощей сщмч. Харалампия, свт. Митрофана Воронежского, свт. Луки Крымского, вмч. Пантелеимона, мч. мл. Иоанна Углического, мч. Романа Углического, прав. Феодора Санаксарского, прав. Феодора Ушакова, вмч. Димитрия Солунского; иконы с частицами мощей прп. Симеона Псково-Печерского, прпп. старцев Оптинских; особо почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Иверская» со Святой Горы Афон и другие.
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Читать подробнее
По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.
В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».
Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.
С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.
На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.
И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»
Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
Читать подробнее
Образ находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон. Икона относится к типу Одигитрии. была написана в Х—XI веках. Размещена справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне.
В 1664 году икона помещалась в специально для неё устроенной нише, находящейся на наружной стороне стены, перед входом в монастырскую трапезную. Однажды трапезарь по имени Нил проходил ночью мимо иконы и так близко приблизился к ней, что копоть от зажжённого светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос, произнёсший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа».
Нил успокоил себя, подумав что кто-то подшучивает над ним из братии и продолжил намеренно коптить её лик. Тогда он снова услышал глас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего Нил моментально ослеп. И только тогда он понял, от кого действительно исходил неведомый глас, но, будучи монахом, воспринял наказание как должное ему.
Утром братия монастыря нашла Нила распростёртым и молящимся перед образом. Иконе воздали поклонение, зажгли лампаду. Сам же нерадивый Нил каждый день слёзно молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы. Через некоторое время его молитва была услышана, и в один из дней, когда он тихо плакал у иконы, послышался тихий голос:
Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое.
После этих слов Нил прозрел, и весть о его излечении моментально разошлась по Афону. В Дохиарском монастыре установилось особое и постоянное чествование, для чего проход в трапезную, у входа в которую размещалась икона, был закрыт, и было установлено подобие часовни. Недалеко от иконы выстроили храм в честь образа Скоропослушницы. Безотлучно перед иконой стоял избранный монах, следивший за лампадами и совершавший молебны.
Икона Божией Матери Панагия Сумела
Читать подробнее
Икона Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела») является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой, было Панагия Афиниотисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
После смерти апостола Луки икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины – в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.
Афинскому священнику по имени Василий однажды явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику дьякону Сотирихию нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли в восточном направлении. Иноки Варнава и Софроний обошли все крупные монастырские центры, побывали на Святой Горе Афон и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы, на Понт. Добравшись, наконец, до горы Мела, они исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери – ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им. Проблема была лишь в том, что здесь совсем не было воды. Иноки стали взывать к Богородице, и она ответила им. Они услышали голос, который говорил, что Она даст им воды не только для телесных нужд, но и для духовного исцеления. И тут же раскололась скала: из расщелины полилась вода. Так возник чудотворный источник, существующий и поныне.
Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережил много бед, но знал времена расцвета и благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Разрешение на вывоз ценностей монастыря поступило в 1931 году. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы. До 1952 года икона хранилась в Афинском музее.
Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона.
Тихвинская икона Божией Матери
Читать подробнее
По преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505–1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.
В ХХ веке, в годы лихолетья и жестоких гонений на Церковь Божию монастырь был закрыт. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году: 8 июля 2004 года, после 60-летнего отсутствия, святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
Преподобный Павел Фивейский
Читать подробнее
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ФИВЕЙСКОГО, ОТШЕЛЬНИКА.
Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия (249–251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. По смотрению Божию, уже незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому (память 17 января), который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу. Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается отцом православного монашества.
Икона «Священномученик Харлампий, епископ Магнезийский — помощник отчаявшихся»
-дар храму благотворителя Александра Целикова